RU
Управление адаптационной состоятельностью бизнеса на предприятиях пищевой промышленностим

Номер: 4 (397), 2024
Страницы: 126-132
Раздел: Экономика пищевой промышленности
Автор(ы): Э.Ф. Хандамова, М.Б. Щепакин, Г.С. Петриченко, Д.С. Жаманкулова

Аннотация:
Совершенствование управления предприятиями пищевой промышленности путем использования внутреннего потенциала субъекта при построении диверсификационных процессов в отраслевом развитии региональных экономик становится важнейшим направлением при адаптационных изменениях, реализуемых российским бизнесом для достижения экономического и технологического суверенитета страны. Проблема обеспечения адаптационной состоятельности (АС) предприятий пищевой промышленности может быть решена посредством активизации инновационно-интеллектуальной деятельности человекоцентричного ресурса и создания современных технологических разработок, направленных на импортозамещение, при производстве продовольственных товаров. Цель исследования – разработка методического подхода определения АС субъекта пищевой промышленности, ориентированной на рациональное использование имеющегося у него потенциала для осуществления производственно-технологических, логистических, инновационно-продуктовых, маркетинговых и иных изменений, обусловленных действием мобилизационного фактора в интересах укрепления конкурентоустойчивости региональной экономики. Результаты исследования свидетельствуют, что обеспечение экономического роста в пищевой промышленности на уровне территориального образования становится возможным, если осуществлять оценку АС бизнеса в разрезе факторов, влияющих на характер инновационных преобразований в различных составляющих цепочек создания стоимостей, и вносить необходимые коррективы в поведение субъектов бизнеса в направлении эффективной реализации их внутреннего потенциала. Разработан методический подход определения АС субъектов пищевой промышленности. Представлена динамика изменения АС для производственных предприятий Краснодарского края за период 2018–2023 гг.

Ключевые слова: мобилизационная экономика, маркетингово-поведенческая адаптивность, человекоцентричный ресурс, инновационные преобразования, диверсификационное масштабирование, адаптационная состоятельность, конкурентоустойчивость, экономический суверенитет

EN
Managing adaptive capacity business in the food industry

Number: 4 (397), 2024
Pages: 126-132
Section: Economics of Food Industry
Authors(s): Khandamova E.F., Shchepakin M.B., Petrichenko G.S., Zhamankulova D.S.

Annotation:
Improving the management of food industry enterprises by using the internal potential of subjects in building diversification processes in the sectoral development of regional economies is becoming the most important direction in the adaptation changes implemented by Russian business to achieve the economic and technological sovereignty of the country. The problem of ensuring the adaptive viability (AV) of food industry enterprises can be solved by activating the innovative and intellectual activity of a human-centered resource and creating modern technological developments aimed at import substitution in the production of food products. The purpose of the study is to develop a methodological approach to determining the AV of a food industry subject, focused on the rational use of its existing potential for the implementation of production, technological, logistical, innovative product, marketing and other changes caused by the action of the mobilization factor in the interests of strengthening the competitiveness of the regional economy. The results of the study indicate that ensuring economic growth in the food industry at the level of territorial education becomes possible if we assess business performance in the context of factors affecting the nature of innovative transformations in various components of value chains and make the necessary adjustments to the behavior of business entities in the direction of effective realization of their internal potential. A methodological approach for determining the AV of food industry entities has been developed. The dynamics of AV changes for manufacturing enterprises of the Krasnodar region for the period 2018–2023 is presented.

Keywords: mobilization economy, marketing and behavioral adaptability, human-centered resource, innovative transformations, diversification scaling, adaptive viability, competitiveness, economic sovereignty

DOI: 10.26297/0579-3009.2024.4.21