RU
Прогнозирование успешности обогащенной пищевой продукции на потребительском рынке
Номер: 4 (393), 2023Страницы: 102-107
Раздел: Методы исследования, качество и безопасность пищевой продукции
Автор(ы): Н.М. Дерканосова, Г.В. Шуршикова, О.А. Василенко
Аннотация:
Насыщение потребительского рынка пищевыми продуктами, отвечающими принципам здорового питания, предполагает разработку нового поколения изделий, состав которых соответствует физиологическим потребностям человека в макро- и микронутриентах и способствует снижению потребления критически значимых для здоровья веществ. При этом корректировка рецептурных составов посредством внесения нетрадиционных ингредиентов может сопровождаться изменением традиционных сенсорных характеристик продукции, что, в свою очередь, ведет к сложности ее реализации на рынке. Для оценки риска успешности нового обогащенного продукта предложен инструментарий прогнозирования отношения потребителей к этому продукту, включающий разработку модели прогнозирования реакции потребителей и модели оценки предсказательной способности. Для прогнозирования успешности у потребителей нового изделия с определенным набором параметров предложена логит-модель множественного выбора, для оценки предсказательной способности логит-модели – ROC-анализ. Разработан алгоритм определения уровня успешности с одновременной минимизацией рисков производителя и потребителя. Модели апробированы применительно к обогащенному пищевыми волокнами хлебобулочному изделию посредством применения продукта переработки якона. Разработанный инструментарий прогнозирования реакции потребителя на новый продукт может быть применен в системах продвижения продуктов повышенной пищевой ценности, специализированного и функционального назначения, в системах проектирования пищевых продуктов.
Ключевые слова: уровень успешности, вероятность, ROC-анализ, якон, обогащение, хлебобулочное изделие
EN
Predicting the success of enriched food products in the consumer market
Number: 4 (393), 2023Pages: 102-107
Section: Research Methods, Quality and Food Safety
Authors(s): Natalya M. Derkanosova, Galina V. Shurshikova, Olga A. Vasilenko
Annotation:
Saturation of the consumer market with food products that meet the principles of healthy nutrition involves the development of a new generation of products, the composition of which corresponds to the physiological needs of a person in macro- and micronutrients and helps to reduce the consumption of critically important nutrients for health. At the same time, the adjustment of prescription formulations through the introduction of non-traditional ingredients may be accompanied by a change in the traditional sensory characteristics of products, which, in turn, leads to the risk of complexity of its implementation on the market. To predict the success of a new product with a certain set of parameters for consumers, a multiple choice logit model is proposed, and ROC analysis is used to assess the predictive ability of the logit model. An algorithm has been developed to determine the level of success while minimizing the risks of the manufacturer and the consumer. The models have been tested in relation to a bakery product enriched with dietary fibers through the use of a yacon processing product. The developed tools for predicting the consumer’s reaction to a new product can be used in systems for promoting products of increased nutritional value, specialized and functional purposes, in food design systems.
Keywords: success rate, probability, ROC analysis, yukon, enrichment, bakery products
DOI: 10.26297/0579-3009.2023.4.17